Внимание! У Вас установлена устаревшая версия браузера.
Для полноценной работы на нашем сайте, пожалуйста, обновите Ваш браузер.
×
Учитесь с телефона?
В мобильной версии удобнее!
2017-06-13 11:04:22
3
32

Рубрика «Интервью с экспертом» Тема сегодня: 5 серьезных ошибок, которые совершают родители при общении с ребенком

5 серьезных ошибок, которые совершают родители при общении с ребенком

Знаете ли вы, в каких случаях необходимо идти с ребенком к психологу? Детский психолог Екатерина Кес рассказала об этом и о том, как этого избежать. Она поделилась основными принципами воспитания ребенка, о которых должен знать любой родитель. В качестве бонуса Екатерина назвала признаки, которые выдают непрофесси­онального психолога.

Расскажите о себе. Как психология пришла в вашу жизнь? Почему вы выбрали именно эту профессию?

Детский психолог Екатерина Кес

По образова­нию я клиниче­ский психолог, детский и семейный психолог. Более 17 лет я провожу консульта­ции для взрослых и детей. Работала в России и Америке, свободно владею английском. Моя мама – тоже психолог, и все пророчили мне, что я пойду по её стопам. А я совершенно не хотела. Меня привлекали кино и театр, и после школы я поступила на режиссёр­ский факультет к Смирнову-Несвицкому в Университе­те Профсоюзов в Петербурге. Но через год ушла оттуда и решила посвятить свою жизнь психологии.

Реально ли выбрать карьеру психолога сразу после школы и стать в этом успешным в таком молодом возрасте? Или же к этому нужно идти постепенно, набираясь собственно­го жизненного опыта?

Я думаю, что возраст и жизненный опыт не являются определяю­щим фактором, сможет ли человек стать хорошим специали­стом в этой профессии или нет. Ведь для того, чтобы быть хорошим, например, хирургом, не обязатель­но переносить на себе много операций. Психолог, помогая своим клиентам, не опирается на собствен­ный опыт. Профессио­нал руковод­ствуется своими знаниями о том, как работает человече­ская психика, сознание, подсозна­ние, как работают психологи­ческие защиты и т.д. И, наоборот, свой собствен­ный жизненный опыт может, напротив, помешать психологу эффективно работать с конкретной ситуацией, если сам психолог не разобрался в своё время с той самой ситуацией. Именно поэтому психологам важно проходить свою личную терапию с другими психолога­ми, проходить супервизии. В Америке, например, каждый лицензиро­ванный психолог, чтобы продолжать свою практику, ежегодно должен в обязатель­ном порядке набирать определён­ное количество баллов, посещая различные обучающие курсы, и тренинги, постоянно повышая свою квалифика­цию.

Часто люди сталкивают­ся с проблемами и хотят обратиться к психологу, но не решаются из-за негативно­го опыта предыдуще­го общения. Как отличить настоящего профессио­нала? Как правильно выбрать психолога?

Лучше всего идти к психологу по рекоменда­ции. Будьте уверены, что у специали­ста есть психологи­ческое образова­ние, а не сертифика­ты о прохожде­нии различных курсов и тренингов, на которых обучают техникам быстрой помощи клиенту. Это всё несерьёзно. На этих курсах можно повышать свою квалифика­цию, но базовое психологи­ческое образова­ние просто необходимо человеку, который называет себя психологом. Также, если психолог ссылается на различные религиоз­ные знания разных конфессий и священные писания, включает в свою работу элементы разных восточных практик (дзен, цигун), проводит разные мистиче­ские и оккультные ритуалы, гадание на картах таро, хиромантию, астрологию, энергетиче­ские практики – всё это, конечно, никакого отношения к психологии не имеет.

Сколько нужно консульта­ций, чтобы решить проблему, и на какой бюджет следует рассчиты­вать?

Этот вопрос люди очень часто задают перед тем, как записаться на приём. Это всё равно что позвонить дантисту, который вас ни разу не видел, и спросить Сколько нужно консультаций, чтобы решить проблему, и на какой бюджет следует рассчитывать? у него перед визитом: «Сколько раз мне нужно будет прийти к вам, чтобы привести полость моего рта в порядок, и сколько денег нужно пригото­вить?». Конечно, ни один дантист не сможет дать вам ответ, пока не осмотрит ваши зубы на первичном приёме. Также и психолог не может заочно определить необходи­мое вам количество консульта­ций, пока не встретится с вами на первом приёме и не узнает, с какой ситуацией обращается клиент. И, если вам какой-то психолог ответит по-другому, нужно обязатель­но задуматься о его квалифика­ции.

В вопросах воспитания ребенка, как почувство­вать родителям, что они не справляют­ся сами с ситуацией, и нужно обратиться к психологу?

Если родители чувствуют, что вынуждены всё чаще и чаще прибегать к разным наказаниям и кричать на ребёнка, чтобы он слушался – это повод для обращения к психологу. К сожалению, «завинчива­ние гаек» всегда приводит к ухудшению поведения ребёнка и появлению новых проблем. Если ребёнок страдает из-за чего-то, это начинает отражаться на разных областях его жизни, а родители своими силами не могут ему помочь. Это могут быть страхи, неуверен­ность в себе, проблемы в отношениях со сверстника­ми, плохая успевае­мость в школе. Или если произошло какое-то горе в семье, и ребёнок вместе со всеми его переживает, если ребёнок был свидетелем каких-то страшных или неприятных событий. Наверное, это самое основное. Не нужно ждать, когда ситуация совсем уже зайдёт в тупик. Кстати, совсем не обязатель­но ходить к специали­сту месяцами. В моей практике часто бывает так, что родителям нужны 1-3 консульта­ции, чтобы понять, что происходит с ребёнком, и как лучше с ним взаимодей­ствовать, чтобы ситуация изменилась.

Какие самые серьезных ошибки совершают родители при общении с ребенком в разном возрасте? К чему они могут привести?

Сейчас все вокруг немного помешались на перечисле­нии ошибок, которые совершают родители. Самые серьезные ошибки родителей при общении с ребенком Многим родителям это приносит даже больше вреда, чем пользы, т.к. они начинают постоянно испытывать чувство вины за то, что они «плохие». Я всегда стараюсь концентри­ровать внимание людей не на том, «как не надо», а на том, как желательно. Поэтому давайте я напишу в обратном порядке. Напишу важные рекоменда­ции для родителей, а из них будет видно, в чём родители могут ошибаться:

  1. Детям очень важно наше время и внимание. Если ребёнку не хватает позитивно­го внимания, он будет согласен и на негативное, лишь бы оно было. Поэтому дети, которым не хватает внимания, «плохо» себя ведут для того, чтобы привлечь к себе это самое внимание родителей. Ошибка № 1 родителей: не находить времени в течение дня на то, чтобы немного поиграть, позанимать­ся с ребёнком тем, что интересно ему, пообщаться с с ним не про оценки и уроки, а на другие, интересные ребёнку, темы. Некоторые мамы говорят: «Я с ребёнком провожу дома целые дни напролёт». По факту же мама целые дни проводит за компьюте­ром, домашними делами и готовкой, с телефоном, а ребёнок играет сам по себе или висит на маме. Все это не считается временем, проведён­ным с ребёнком.
  2. Нашим детям очень важно чувство­вать себя пусть ещё маленькими, но личностями, с которыми считаются, которым доверяют, к мнению которых тоже прислушива­ются. Отсюда вытекает ошибка № 2: говорить с ребёнком в директив­ном, приказном тоне и ожидать, что ребёнок должен всегда слушаться и подчинять­ся. «Делай как я сказала», «Я тебе что говорю?», «А, ну-ка, закрой свой рот», «Тебя никто не спрашивает» и любые другие подобные реакции на возражения ребёнка идут вразрез с потребно­стью человека ощущать себя личностью. Он будет ещё больше спорить, возражать и сопротив­ляться, когда вы заставляе­те его что-то делать, приказывае­те и давите.
  3. Ребёнок узнаёт о себе, какой он, из тех слов, которые ему говорят окружающие люди. Опираясь на эти слова и мнения, ребенок формирует самооценку, образ собственно­го «Я». Поэтому очень важно, чтобы родители периодиче­ски говорили ребёнку о его умениях, способно­стях, хороших качествах, о том, что у него получается делать хорошо вслух . Не радовались «глубоко в душе», а говорили об этом своему ребёнку. Ошибка № 3: постоянно указывать ребёнку на его ошибки, недочёты, обращать его внимание на то, что он сделал плохо и не так, прикреп­лять к нему ярлыки «лентяй», «врунишка», «лодырь», «неряха» и при этом не говорить о хорошем. Слыша эти слова о себе каждый день, ребёнок начинает в них верить и считать себя именно таким.
  4. Детям очень важно иметь определён­ную степень автономно­сти и самостоя­тельности, им важно своим опытным путем узнавать причинно-следствен­ные связи между событиями, пробовать свои силы в разных делах. Таким образом, ребёнок больше узнаёт о себе и окружающем мире и становится все более уверенным в собствен­ных силах. Ошибка № 4: стремиться во всём опекать ребёнка, стараться везде «подстелить ему соломку», излишне оберегать его, не давать столкнуть­ся с последстви­ями своих собствен­ных поступков, делать за него и вместо него то, что он может и умеет делать сам.
  5. Ну, и последняя ошибка № 5: использо­вать в своей речи словосоче­тания «вечно ты», «постоянно ты», «ты всё время», «ты всегда», «ты никогда» и т.д. Например, «Вечно ты грубишь», «Ты всегда забываешь», «Ты постоянно так делаешь», «Каждый день одно и то же» и т.д. Такие слова ребёнку (да и взрослому) слышать очень обидно, потому что они обесценива­ет все его попытки поступить по-другому. Например, всю неделю вы старались и готовили вашему мужу что-то новенькое и вкусное, а в какой-то раз ему что-то не понрави­лось, и он вам сказал: «Вечно ты солишь так, что есть невозможно». Как вы себя почувствуе­те?

Учитывая высокую занятость современ­ных родителей, сколько времени минимум нужно проводить в день с ребенком, чтобы удовлетво­рить его потреб­ность в общении с родителями? Какого рода общение это должно быть?

Это должно быть такое общение, когда вы стараетесь не отвлекать­ся на другие дела, компьютер, телефон, готовку, других детей и родных, и постарать­ся какое-то время уделить только вашему ребёнку. Например, один на один делать с ним то, что нравится и интересно именно ему. В это время вы не выступаете для ребёнка как учитель и ничему его не учите, не корректиру­ете и не поправляе­те. Вы просто проводите с ним время хорошо и приятно для вас обоих. Вы на одной волне с ребёнком, вы его поддержива­ете в том, что он делает, присоединя­етесь к нему. Это можно делать, например, 2 раза в день по 15 минут, или 1 раз примерно 30 минут. Эти цифры условны, чтобы можно было на что-то ориентиро­ваться. Старайтесь проводить такое время регулярно с вашим ребёнком. Это может быть и поход в кафешку, и совместная прогулка, и чтение перед сном.

Нравится (?) Нравится (?)
Нравится (?) Нравится (?)
Сообщение в службу поддержки
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете условия Пользовательского соглашения и политики конфиденциальности Смотри.Учись
Подарочная карта
Санта дарит курс в подарок
за регистрацию!
Подпишитесь
на наши обновления
Получи курс в подарок!
Оставь свою почту и расскажи про нас своим друзьям!
Нажимая кнопку «Подписаться», Вы принимаете условия Пользовательского соглашения и политики конфиденциальности Смотри.Учись