Расскажите о своей музыкальной карьере. С чего началось ваше увлечение гитарой?
Наверное, как и у большинства любителей, моё увлечение гитарой началось с песен. С детства я всё время что-то напевал, подбирал одним пальцем на пианино. (Старший брат под надзором бабушки добросовестно отучился положенные 7 лет в музыкальной школе). С музыкалкой у меня как-то не сложилось. В 7 лет вынужден был прекратить занятия по фортепиано из-за того, что очень хороший педагог в музыкальной школе била по рукам, и мы не сошлись характерами. Да и водить меня на уроки было некому. Но дома была большая коллекция пластинок классической и хорошей эстрадной музыки, которые я слушал все своё свободное время. Спасибо родителям, что привили мне вкус к хорошему. В подростковом возрасте состоялось знакомство с творчеством В. Цоя.
Однажды одноклассник показал мне 2 аккорда на гитаре, и я тут же сочинил свою первую песню. Когда все песни были спеты, и во дворе конкурентов у меня уже не было, папа понял, что сыну требуется профессиональный подход в обучении. Судьба подарила мне знакомство с потрясающим гитаристом и человеком Анатолием Васильевичем Кабанихиным. Он открыл для меня мир классической гитары и я пропал… Вместо подготовительных курсов в МГУ я выбрал ежедневные 8-ми часовые занятия на гитаре и мечту о Гнесинке. Мечта не сбылась, и я на 2 года ушел в армию, где играл на электрогитаре и узнал эстрадную музыку поближе.
После армии поступил в эстрадную Гнесинку (в Москве на Ордынке). С педагогами опять очень повезло. Михаил Арташесович Суджян и Андрей Фабианович Гарин сформировали моё мировоззрение как музыканта и дали мне путёвку в жизнь. Был красный диплом ГМУЭДИ, победы на конкурсах и насыщенная концертная жизнь. Потом я закончил Нижегородскую Консерваторию, где опять же был замечательный педагог - Владимир Николаевич Митяков. Параллельно рос опыт собственной педагогической работы и вот, в 2013-м году окончательно созрело решение сделать свою Школу Гитары. Я уже знал, как и что делать, но в рамках государственной музыкальной школы это было нереально.
Расскажите о том, чем занимаетесь сейчас (о вашей школе игры на гитаре, учебных пособиях, методике).
Я всё время искал свой подход в работе с учениками. Видел, что они быстро гаснут, столкнувшись с требованиями академической программы, и занятия музыкой превращаются для них в пытку вместо удовольствия. Задачей было создать легкую для восприятия ребёнка (да и взрослого) методику, которая бы очень плавно и незаметно, как бы играючи, давала первый игровой опыт и доступно объясняла основные музыкальные понятия. В академической программе ученик, не освоив устную речь, сразу сталкивается с письменной - нотной грамотой, поэтому всё дальнейшее обучение не складывается, превращаясь в дрессировку.
У меня появилась собственная методика, которая даёт результаты. Вот уже 4 года количество учеников возрастает, и на регулярных концертах отчётливо виден их прогресс. Ну а самая лучшая оценка для педагога - это лояльность учеников и работа сарафанного радио. Мой Учебник для гитары в ближайшее время выйдет в свет в питерском издательстве «Композитор». Первый в России учебник по игре на укулеле, автором которого я тоже являюсь, уже доступен в музыкальных магазинах.
Сравниваем гитару и укулеле: в чем разница?
В последнее время стала модна гавайская гитара – укулеле. Чем она отличается от классической гитары?
Основное отличие - небольшой размер и 4 струны вместо 6-ти. Укулеле имеет другой строй, но это та же гитара, только маленькая и весёлая.
Что общего в их технике?
Основные приёмы игры те же самые – «чёс» аккордами по всем струнам (обычно говорят бой, но мне это слово просто не нравится), одноголосная игра мелодий и переборы по всем струнам. Только аккорды на укулеле упрощены для восприятия и освоения.
В каких случаях укулеле может быть лучше гитары?
Для маленького ребёнка большая гитара просто недоступна в силу своего размера. Также ребёнку сложно понять, почему нет струны До и т.д. Укулеле компактна, стоит дешевле и более доступна для освоения. Основной минус укулеле - ограниченный звуковой диапазон.
Маленькая гитара: укулеле для начинающих
Посоветуйте, какую укулеле выбрать новичку?
Сейчас огромное разнообразие инструментов в продаже. Единственное правило, которое работает всегда - очень дешёвый инструмент будет звучать плохо. Если у вас программа минимум - петь песни и играть только аккорды - покупайте укулеле-сопрано (12 ладов на грифе). Если ваши амбиции больше, тогда вам нужен инструмент укулеле-концерт (19 ладов). Более подробная информация по этому вопросу есть в моём видеокурсе «Укулеле-семицветик».
Как быстро можно научиться играть на укулеле «с нуля»?
Для того чтобы освоить основные приёмы и основные музыкальные понятия, достаточно нескольких уроков. Дальше всё очень индивидуально, ведь мы все разные. Единственное, о чем нельзя забывать, так это о том, что музицирование - это разговорный язык, который нуждается в практике, и лучше всего эта практика работает при общении с носителем языка, то есть с педагогом или человеком играющим, причём совсем необязательно с гитаристом. Никто ещё не научился говорить, читая книги.
Вы автор собственной методики игры на этом инструменте, причем занятия подходят даже для детей 4-х лет. Какие простые песни и мелодии для укулеле вы разбираете на своих уроках для начинающих?
Да, моя гордость – методика «Семицветик», где 7-ми основным музыкальным звукам соответствуют семь цветов радуги. Детям достаточно легко через стихи и логоритмические игры освоить до-мажорную гамму и большое количество одноголосных песенок. При этом формируется мелкая моторика, развивается скорость мышления, координация движений и память. Мелодии должны быть яркие, знакомые и легко запоминающиеся.
Отличаются ли подходы в обучении укулеле для взрослых и детей? В чем именно отличия?
Безусловно, к детям нужен особый подход, ведь их заставлять бесполезно. Чтобы получалось - должно нравиться, а чтобы нравилось - должно получаться. В этом весь секрет. Со взрослыми все гораздо проще.
В каком возрасте лучше начинать обучение ребенка укулеле?
Если ребенок хорошо говорит и учит стихи, можно пробовать начинать учить цветную гамму. Сначала на металлофоне, затем на клавишах, а потом на укулеле.
Какие песни лучше подходят для укулеле? Русские народные песни на гавайской гитаре звучат хорошо?
Любую мелодию можно сыграть на любом инструменте. Не инструмент красит человека, а наоборот. Если у вас есть музыка внутри, вы сыграете и на пиле, и на стиральной доске. Основной критерий при выборе репертуара - наличие яркой мелодии. Если в песне есть мелодия - будет успех. Ну и, конечно же, главный принцип - от простого к сложному.