Код — инструкции, которые пишут на языке программирования. Такие инструкции можно «перевести» в специальный формат — набор нулей и единиц, который будет понятен компьютеру.
Хранилище данных — компьютерная система для хранения информации. Ближайшая аналогия — библиотека, в которой упорядоченно хранятся разные документы: книги, журналы, газеты. Мы можем выбрать и получить нужные нам на время данные.
Оптимизация приложений — улучшение производительности приложения, например, сокращение времени поиска, увеличение количества обслуживаемых клиентов. При этом результат, который мы ожидаем от приложения, не меняется. Например, мы нашли более короткий путь в булочную, и вместо 15 минут на дорогу теперь тратим 10. Это значит, что мы оптимизировали маршрут по времени.
Поисковый движок — программа, которая позволяет искать информацию среди большого объёма данных. Например, Яндекс ищет сайты, интернет-магазины помогают отыскать подходящие товары среди десятков тысяч наименований. Во всех этих примерах «под капотом» работает поисковой движок.
Техническое задание, или ТЗ — документ, в котором содержатся все требования к программе. Написан на понятном языке, содержит диаграммы, схемы, таблицы, изображения. Когда разработчики сдают программу заказчику, тот оценивает результат по требованиям из ТЗ.
Переменные — области памяти, которые использует программа для хранения данных во время своей работы. Переменные можно сравнить с ящиками в камере хранения. Как и у ящиков, у каждой переменной есть номер — идентификатор. По нему можно обратиться, чтобы использовать данные, которые хранятся внутри.
Пилотные работы — работы для проверки гипотез. Перед тем, как делать что-то масштабное, желательно проверить: будет ли это вообще работать и надо ли кому? Например, в производстве сериалов часто снимают пилотную серию — её показывают фокус-группе и определяют, стоить ли работать дальше и попробовать что-то новое. Так же и с программами.
Принципы объектно-ориентированного программирования (ООП) — идеи и правила, которые определяют, как писать программу. При объектно-ориентированном подходе приложение состоит из отдельных сущностей — объектов. Они имеют свои свойства, методы и могут взаимодействовать между собой или наследоваться. Например, объект «Кошка» может иметь свойства, унаследованные от объекта «Животное». Основные принципы ООП:
- Абстракция — объект должен содержать только важные для него свойства.
- Инкапсуляция — вся логика для работы с объектом должна быть прописана внутри объекта.
- Наследование — мы уже упомянули про этот принцип выше. Объекты могут наследовать свойства и методы и своих родителей. «Человек» → «Женщина», «Автомобиль» → «Внедорожник», «Рыба» → «Щука» и так далее.
- Полиморфизм — одни и те же методы могут выполнять разные задачи. Например, метод «поздороваться» вернёт приветствие на французском или русском языке, в зависимости от того, какую страну проживания выбрал пользователь.
Фреймворк Spring — программная платформа, которая облегчает разработку веб-приложений на Java. Фреймворк берёт на себя все рутинные задачи, позволяет разработчику сфокусироваться только на бизнес-задачах.
Написание запросов — создание команд для работы с базами данных для чтения, добавления, изменения и удаления данных базы данных.
Базы данных — программы, которые позволяют хранить различные данные и работать с ними: читать, добавлять новые, изменять и удалять существующие.
Реляционные базы данных — базы данных, в которых данные хранятся в виде таблиц, между которыми можно установить связь. К таким базам данных относятся MySQL, PostgreSQL, Oracle Database, YDB и множество других.
Система контроля версий Git — система, с помощью которой можно удобно хранить и отслеживать изменения в коде. Git помогает командам разработчиков работать синхронно — видно, кто что делает, а если что-то пошло не так, то в любой момент можно откатиться назад. Для любого разработчика знать основы GIt — обязательное требование.